Готовимся к педагогическому совету
Основные подходы по формированию и развитию коммуникативной компетентности учащихся младших классов
Коммуникативная компетенция младших школьников – комплексный результат начального общего образования, который представляет собой взаимообусловленную совокупность компонентов, необходимых для реализации коммуникативной деятельности на уровне начального общего образования: знания младших школьников о видах и способах коммуникации (гностический компонент), мотивы и ценности коммуникативной деятельности (аксиологический компонент), коммуникативные действия (интерактивный компонент), позитивный опыт их применения (эмпирический компонент).
Педагогическими условиями формирования коммуникативной компетенции младших школьников являются:
а) целенаправленная организация образовательного процесса, обеспечивающая позитивное эмоциональносмысловое включение младших школьников в качестве субъектов в коммуникативную деятельность, в которой учитываются их индивидуальные особенности, проводится дифференциация по этим особенностям, устанавливаются отношения партнёрства на основе положительного опыта общения;
б) расширение задач педагогической деятельности, предполагающее достижение не только результатов, обусловленных спецификой учебных предметов, но и формирование, на основе интеграции содержания начального общего образования, коммуникативной компетенции младших школьников;
в) отбор форм организации образовательного процесса на основе их дифференциации по формируемым компонентам коммуникативной компетенции младших школьников, отбор методов формирования с позиции обеспечения коммуникативной активности учащихся, отбор средств на основе учёта их функции в коммуникативной деятельности.
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников осуществляется поэтапно:
а) диагностико-коррекционный этап предполагает выявление индивидуальных особенностей общения младших школьников, дифференциацию учащихся по стартовому уровню их коммуникативной компетенции, коррекцию условий формирования коммуникативной компетенции и мотивацию детей к коммуникативной деятельности;
б) коммуникативнодеятельностный этап предполагает непосредственное включение учащихся начальных классов в коммуникативную деятельность;
в) рефлексивный этап предполагает контроль и коррекцию коммуникативной цели, коммуникативного планирования и способов коммуникации.
Сформированность коммуникативной культуры личности определяется по таким группам критериев:
- культура общения, общительность;
- культура речи;
- коммуникативные умения;
- коммуникативное мышление;
- ценностные ориентации;
- досуговые интересы.
Общительность, дружелюбие, уступчивость, сдержанность, внимательность, стремление помочь товарищу и другие необходимые для обучения качества проявляются и формируются лучше всего при постоянном общении группы детей в ходе разнообразных ситуаций под умелым руководством старших