В 2020 году в учреждении образования завершена работа по реализации модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования.
Осознанное стремление педагогов к саморазвитию, умение работать в команде, профессиональная мобильность и высокая степень ответственности в работе позволили успешно внедрить в практику модель тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся. Инновационная образовательная политика повлияла на работу всего педагогического коллектива и учащихся. Это подтверждается более успешным педагогическим опытом профессионального самообразования, участия в конкурсах, конференциях, семинарах районного, областного, республиканского уровней, организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, работы с высокомотивированными учащимися, победами учащихся в научно-практических конференциях, смотрах, конкурсах различных уровней.
Реализованный инновационный проект носит актуальный характер, так как исследовательский подход является приоритетным направлением в образовательном процессе как способ развития субъектной позиции и ключевых компетенций учащихся в сфере учебного и научного познания. Исследовательский подход в обучении предполагает активную поисковую деятельность учащихся по решению учебных задач и приобретению на этой основе новых знаний, учебно-познавательных умений и навыков исследовательской деятельности.
Идея проекта заключается в создании и организации деятельности тьюторского клуба из числа педагогов и учащихся государственного учреждения образования «Средняя школа № 1 г. Скиделя» и преподавателей учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы», что предоставляет учащимся множественный выбор образовательных траекторий, получение опыта самоопределения и дальнейшей профессиональной деятельности через создание индивидуальных образовательных программ и их тьюторского сопровождения в открытом образовательном пространстве.
Практика показала, что те обучающиеся, у которых была возможность получить консультации преподавателей высших учебных заведений, были наиболее успешны в областном конкурсе исследовательских работ «Хрустальная Альфа», а также в республиканских конкурсах.
Наличие в образовательном процессе учреждений общего среднего образования исследовательской деятельности обучающихся определяет необходимость:
· уточнения ценностных и целевых ориентиров системы образования, направленных на повышение качества образования в контексте современной социокультурной и цивилизационной динамики и места нашей страны в ней;
· обеспечения преемственности в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся общего среднего и высшего образования;
· перехода от учебно-исследовательской к научно-исследовательской деятельности;
· возрастающей потребности в развитии метапредметных, практико-методологических компетенций педагогов и руководителей учреждений образования – основных субъектов, осуществляющих управление проектной и исследовательской деятельностью обучающихся;
· актуализации теоретического, методологического и методического осмысления опыта организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Практическая деятельность показала, что тьюторское сопровождение позволило нам не только повысить профессиональный уровень педагогов, но и поспособствовало активному вовлечению учащихся в творческий поиск.