Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 16 человек

Что готовит новый учебный год?

Дата: 12 августа 2022 в 10:33
176 просмотров

Совсем скоро к учебным занятиям приступят около 1 млн 85 тыс. учащихся, в том числе 115 тыс. первоклассников.

Чему учат подрастающее поколение в школах, определено содержанием общего среднего образования.

Одним из основных документов, который регламентирует деятельность учреждений общего среднего образования, является учебный план. Министерством образования сформирован типовой учебный план, который включает в себя учебные планы для всех видов учреждений образования (школы, гимназии, лицеи, кадетские училища, суворовское училище, специализированный лицей, училище олимпийского резерва) с учетом их специфики, установленной в Кодексе Республики Беларусь об образовании.

В типовом учебном плане определены предметы, которые должны изучаться в каждом классе, количество часов в неделю на изучение каждого из них, а также допустимая нагрузка на учащегося. По каждому из предметов в свою очередь существует учебная программа, которая определяет цели и задачи изучения предмета, темы, практики, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности. Периодически в этих документах происходят изменения, которые отражаются на учебном процессе.

Например, произошли изменения в типовом учебном плане общего среднего образования. С 2022/2023 учебного года в 10-х и 11-х классах увеличится на полчаса количество часов в неделю на изучение учебных предметов «Беларуская мова» и «Русский язык». Это значит, что с нового учебного года на изучение белорусского и русского языков в 10-х и 11-х классах на базовом уровне будет отведено 53 часа в год вместо 35.

Кроме того, на один час уменьшится количество часов в неделю на изучение учебного предмета «Иностранный язык» в 10-х и 11-х классах.

Также произошли изменения в учебных программах по предметам. Они связаны с изменениями в типовом учебном плане, введением новой редакции Конституции Беларуси, а также с совершенствованием учебных программ по предложениям педагогов.

Следует отметить, что в связи с увеличением количества часов на изучение белорусского и русского языков в 10-х и 11-х классах никакого расширения теоретического материала при этом не будет. В этой связи появится возможность больше внимания уделить повторению и закреплению изученных правил, совершенствованию коммуникативных, орфографических и пунктуационных навыков учащихся, развитию культуры устной и письменной речи.

В учебные программы для 10–11-х классов по иностранному языку в связи с сокращением количества часов, отводимых на изучение учебного предмета, также внесены изменения и дополнения: сокращен объем продуктивного (активного) и рецептивного (пассивного) лексического минимума; исключены отдельные коммуникативные задачи; перенесен грамматический материал из раздела «Грамматический материал для продуктивного усвоения» в раздел «Грамматический материал для рецептивного усвоения».

Еще одно новшество – в связи с вступлением в действие новой редакции Конституции Беларуси в учебные программы по истории Беларуси и обществоведению внесены соответствующие изменения, предусматривающие изучение изменений и дополнений, принятых на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года.

Изменения затрагивают и учебную программу по географии для 6-х, 7-х, 11-х классов – сокращено количество географической номенклатуры, обязательной для изучения.

В учебную программу по допризывной подготовке добавлены нормативы, которые должны выполняться учащимися.

К началу учебного года будут подготовлены и размещены на национальном образовательном портале рекомендации по использованию в образовательном процессе информационно-аналитических материалов уголовного расследования о геноциде белорусского народа, предоставленные Генпрокуратурой. Уникальные материалы рекомендованы к использованию при изучении разных учебных предметов, не только истории, но и белорусской и русской литературы, искусства.

В 4-м классе в учебную программу «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь» добавлен вопрос «Трагедыя беларускага народа ў гады Вялікай Айчыннай вайны. Гістарычная памяць аб гібелі жыхароў беларускай вёскі Хатынь і дзецях – ахвярах вайны».

Учебные программы по истории Беларуси в 9-х и 11-х классах дополнены вопросами о сохранении исторической памяти о Великой Отечественной войне, будет изучаться закон Беларуси «О геноциде белорусского народа».

В 11-м классе в учебную программу включены также вопросы о преступлениях польских, украинских, литовских и латышских националистов против мирного населения Беларуси, об участии белорусских коллаборационистов в реализации оккупационной политики германских нацистов на территории нашей страны.

С 1 сентября 2022/2023 учебного года учащиеся 9-го класса будут изучать учебный модуль «Великая Отечественная война», который включает в себя раздел «Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа» по предмету «Всемирная история». В модуль также вошел раздел «Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн» по предмету «История Беларуси».

Третья составляющая модуля – программа факультативного занятия «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)». Для реализации программы факультатива разработан учебно-методический комплекс с одноименным названием, включающий учебное пособие, учебно-методическое пособие, хрестоматию и атлас.

Также обращаем внимание, что на национальном образовательном портале к началу учебного года будут размещены методические комментарии по изучению модуля «Великая Отечественная война».

Следует отметить, что учебные программы точечно совершенствуются с учетом замечаний и предложений, которые поступают в Национальный институт образования от педагогов. Например, уточняются основные требования к результатам учебной деятельности, тематика контрольных работ, перераспределяются часы на изучение тем, сокращается количество основных понятий, обязательных для изучения.

Что касается нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся в новом учебном году, – сохранились общие принципы: 10-балльная система и пять уровней учебной деятельности.

В 1-х и 2-х классах по всем предметам, а также в 3–4-х классах по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности» оценка результатов учебной деятельности учащихся, как и прежде, будет осуществляться на содержательно-оценочной основе без использования отметки в баллах.

По учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» (5-й класс), «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» (5–9-е классы) аттестация осуществляется с использованием отметок «зачтено», «не зачтено».

С 2022/2023 учебного года положительными будут считаться отметки от 3 до 10 баллов, неудовлетворительными – отметки 1 и 2 балла.

Обновленные нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся отличаются от действовавших тем, что они предусматривают оценку не только предметных образовательных результатов (знаний, умений, навыков, способов деятельности), но и метапредметных образовательных результатов (например, умения критически оценивать информацию, полученную из различных источников, грамотно интерпретировать и использовать ее; умения интегрировать знания из различных предметных областей для решения практических задач).

Получение неудовлетворительной отметки означает, что ученик не усвоил учебный материал. Учащийся, получивший 1 или 2 балла по предмету по итогам учебного года, будет получать задание на лето. В августе текущего учебного года по расписанию, утвержденному руководителем учреждения образования, он должен будет пройти аттестацию по данному предмету. В случае, если не будет получена положительная отметка и в августе, учащийся останется на повторный год обучения.

Наличие годовых неудовлетворительных отметок в 9-х и 11-х классах может сказаться на допуске к выпускным экзаменам. К выпускным экзаменам в этих классах будут допускаться учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем учебным предметам.

При этом, к выпускным экзаменам могут быть допущены учащиеся, которые имеют не более двух неудовлетворительных отметок по учебным предметам, по которым не проводятся выпускные экзамены. Но аттестацию по итогам года по этим двум предметам они будут проходить в августе. Тот, кто получит неудовлетворительную отметку на выпускном экзамене, сможет сдать его повторно в августе.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.