Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 16 человек

Готовимся к педагогическому совету. Методический вестник "Коммуникативная компетентность: сущность и компонентный состав"

Дата: 8 февраля 2021 в 15:53
359 просмотров

Методический вестник

«Коммуникативная компетентность: сущность и компонентный состав»

    Коммуникативная компетентность обучающихся рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

                                                 

    Коммуникативная компетентность – одна из важнейших качественных характеристик личности, позволяющая реализовать ее потребности в социальном признании, уважении, самоактуализации и помогающая успешному процессу социализации. Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей, обеспечивающих успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.


    Изучение проблемы коммуникативной компетентности, ее формирования, развития нашло отражение в ряде исследований отечественных и зарубежных психологов.


    Так, разработке теоретических основ и организационно-методических аспектов изучения и совершенствования коммуникативных качеств, способностей были посвящены исследования И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Т. С. Яценко, Ю. Н. Емельянова, Е. А. Климова, Н. В. Кузьмина и др. авторов.


    Под коммуникативной компетентностью Л.А. Петровская понимает способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность коммуникативных знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса.


    А.Н. Леонтьев под коммуникативной компетентностью понимает совокупность коммуникативных умений, а именно: владеть социальной перцепцией, или «чтением по лицу»; понимать, а не только видеть, т.е. адекватно моделировать личность собеседника, его психическое состояние и иное по внешним признакам; «подавать себя» в общении с членами коллектива; оптимально строить свою речь в психологическом плане, т.е. умения речевого общения, речевого и неречевого контакта с окружающими.

                                                  

    Ю.Н. Емельянова определяет коммуникативную компетентность как способность к коммуникации; как способность человека взаимодействовать вербально, невербально или молча; как интегративную способность целесообразно взаимодействовать с другими на своем уровне обученности, воспитанности, развития, на основе гуманистических личностных качеств (общительности, искренности, такта, эмпатии, рефлексии и т. п.) и с учетом коммуникативных возможностей собеседника.

    В исследовании Л.А. Петровской коммуникативная компетентность определяется через качества, способствующие успешности протекания процесса общения, причем автор отождествляет эти качества с коммуникативными способностями человека. А.В. Мудрик в своем исследовании вместо понятия «коммуникативная компетентность» вводит понятие «компетентность в общении», определяя ее как некоторую совокупность знаний, социальных установок, умений и опыта, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативных процессов человека.

                                                      


    Е.В. Руденский определяет коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов личности, необходимых для осуществления человеком эффективных коммуникативных действий в широком диапазоне ситуаций межличностного взаимодействия. Эти ресурсы включают в себя когнитивные возможности человека по восприятию, оценке и интерпретации ситуаций, планирование человеком его коммуникативных действий в общении с людьми, правила регуляции коммуникативного поведения и средства его коррекции. В свою очередь коммуникативная коррекция,
опирающаяся на коммуникативную компетентность, ориентирована на изменение системы ценностных ориентации и установок личности.

                                                       
Таким образом, проведенный анализ определений понятия «коммуникативнаякомпетентность» и близких с ней понятий
позволяет выделить следующие подходы к определению понятия «коммуникативная компетентность», трактуемой как:
1) способность личности вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели;
2) межличностный опыт, базой формирования которого являются процессы социализации и индивидуализации;

3) способность к коммуникации; способность целесообразно взаимодействовать с другими на своем уровне обученности, воспитанности, развития, на основе гуманистических личностных качеств и с учетом коммуникативных возможностей собеседника;
4) качества, способствующие успешности протекания процесса общения (качества отождествляются с коммуникативными способностями человека);
5) системы коммуникативных действий, основанные на знаниях об общении и позволяющие свободно ориентироваться и действовать в когнитивном пространстве;
    Несмотря на разные подходы к определению коммуникативной компетентности, ученые едины в установлении ее роли в развитии личности.

                                                          
    Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
    Коммуникативную компетентность необходимо рассматривать как личностное образование, интегративное качество личности и выделить структурные компоненты, реализация которых в совокупности определяет эффективность коммуникативной деятельности личности, ее общую способность к коммуникации.

                                                           
    Структурные компоненты коммуникативной компетентности: когнитивный компонент (знания, представления,
понятия, идеи о коммуникации, диалоге, конструктивном и бесконфликтном общении); мотивационный
компонент (отношение к коммуникации, диалогу, мотивы саморазвития, самореализации, действия для «другого»);
деятельностный компонент (коммуникативные умения и навыки (в том числе общения в Интернет, социальных сетях), умения вести диалог, умения работы с информацией); оценочный компонент (рефлексивные способности, умения оценки и анализа коммуникации, информации, критическое мышление).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.